Традиционная культура и семиотические исследования: поиск уникального и универсального на тему: Астрономические представления в традиционной культуре как первая ориентационная модель человечества

img
img
img
img

27 февраля 2020 г. в Центре сближения культур под эгидой ЮНЕСКО был проведен научный семинар «Традиционная культура и семиотические исследования: поиск уникального и универсального» на тему «Астрономические представления в традиционной культуре как первая ориентационная модель человечества».

В семинаре приняли участие к.арх.н. Асия Нурдубаева, д.и.н. Марат Семби и​ астрофизик Нысанбай Бекбасар. В дискуссии —​ историки, археологи, учащиеся и преподаватели КазГАСА и КазНПУ им.Абая.​

Археоастрономия направлена на осмысление исторического опыта взаимодействия человека и природы в традиционных сообществах – анализ стратегий освоения окружающего пространства в культуре: мифологии, религии, космологии и экофилософии номадов.​ Привлекая для обсуждения фольклорную и астрономическую сферы, семинар предполагает создание предпосылок для понимания структурности космологических и топонимических явлений в мире казахской культуры, что позволяет увидеть в нем уникальное, являющееся органичной частью универсального

Проведенный​ семинар​ стал одним из шагов по практической​ реализации​ проекта ЮНЕСКО «Развитие астрономии вдоль Шелкового пути» и формирование фундаментальной базы исторического знания сближения культур, способствуя воспитанию планетарного сознания. Шелковый путь стоит за крупнейшими культурными и торговыми обменами между различными частями света. На протяжении всей своей долгой истории контакты между разными цивилизациями и народами приводили к обмену разного рода знаниями в области философии, математики, географии, картографии, астрологии и астрономии. Но если это – поздняя история развития научной мысли, то проведенный научный семинар осветил​ историю​ ее возникновения.​ ​ ​ ​ ​ ​

​В программном докладе ЮНЕСКО «К обществам знаний» эксперты признают: «Содержательный аспект образования неотделим от языков и знаний. Необходимо также подумать о месте, которое могут занять местные или автохтонные знания в обществах знания, в моделях развития которых придается важное значение формам кодификации научного знания. Важность, которую приобретает отныне культурное и лингвистическое многообразие, подчеркивает насколько проблематика доступа к знаниям неотделима от условий их создания».
​ ​ ​